Шервудский вестник Обучающие форматы в виртуальной реальности

Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Регистрация
22 Фев 2018
Сообщения
15.968
Реакции
193.369
Монетки
175080
1_7_62lE03Ww1ek9doxmpCBg.png


С начала 2000-ых команда Modum Lab занимается технологиями виртуальной реальности: как и многие, начали с маркетинга, а теперь разрабатываем решения для корпоративного образования. Часто слышим от потенциальных клиентов, что обучение в VR сводится к играм, которые стоят дороже, но не более эффективны, чем компьютерные.

Чтобы развенчать этот миф, мы собрали основные обучающие форматы, которые есть на рынке и экономически обоснованы с существующем уровнем технологий.

Обучающая игра
Эдьютейнмент дает широкие возможности для запоминания и получения навыков, которые обычно требуют длительной рутинной отработки.

Например, компания Luden.io разработали игру о структуре и работе мозга — InMind 2. В ней достоверно показаны нейроны и передача сигналов. В игре наглядно объясняется материал из области анатомии и когнитивных наук на уровне доступном школьнику.


Наша команда разработала небольшую игру про вирусы на смартфоне для компании Касперский — Virus Hunters. Её цель скорее не научить чему-то, а обратить внимание на то, что телефон — такой же компьютер, который требует защиты от вирусов.

Формат может использоваться и в корпоративном обучении для развития метакомпетенций. Многим требуются креативность, аналитические способности, умение работать в команде и способность разрешать конфликты. Такие способности могут отрабатываться в сценариях, которые далеки от рабочих.

Игры с проверкой метакомпетенций можно использовать для отбора кандидатов и дальнейшего ассессмента. В таких случаях возможно спроектировать игру так, чтобы сотрудник до конца не знал, что именно проверяется, а потому сложнее было бы притворяться.

Обучающие игры достаточно продолжительные и дорогие в разработке, поэтому они экономически целесообразны только для обучения достаточно универсальным и медленно изменяющимся компетенциям.

Небольшие игры с элементами обучения скорее работают как маркетинговый инструмент и средство для первичного отбора кандидатов.

Поведенческая симуляция
В данном случае пользователь отрабатывает правила поведения в конкретных местах и ситуациях. Существуют три варианта в зависимости от точности и свободы действия: симуляция рабочей ситуации, VR-песочница и цифровой двойник.

Первый вариант предполагает относительно линейный сценарий и отработку конкретного регламента действий. Например, Deutsche Bahn создали симуляцию инспекции электриком поезда. Она используется для привлечения персонала и первичного обучения.

Симуляция позволяет не задействовать реальное оборудование при обучении. Это удобно для обучения специалистов начального уровня и отработки действий в нештатных ситуациях.

Дополнительное преимущество — возможность анализа скрытых параметров исполнения. Так, в нашем проекте «Уборка помещений повышенного класса чистоты» для компании BIOCAD при анализе выполнения уборки мы показывали тепловую карту уборки помещения и соблюдение нахлёста при уборке.

0_3CVYRkuPQcv8_NYx.png


Повторение симуляции несколько раз позволяло механически запомнить, в каких случаях исполнение верное.

Обучающая песочница — это виртуальное пространство, где доступно нелинейное взаимодействие с большинством окружающих предметов. Это средство самостоятельной отработки действий и экспериментирования.

Самый популярный пример таких песочниц — химические лаборатории. В них можно провести стандартные эксперименты или произвольно смешивать вещества, чтобы убедиться в отрицательных эффектах в той или иной ситуации без вреда для здоровья. Один из вариантов — EON VR Labs.


Наконец, цифровой двойник — точная копия производственной площадки или отдельного оборудования в виртуальной реальности. Структура, показатели на приборах и другие детали соответствуют реальному предприятию и изменяются в режиме реального времени.

Цифровой двойник в виртуальной реальности является расширением компьютерной версии, которая чаще всего применяется только для расчётов. Визуализация дает дополнительные возможности для целостного восприятия процессов и связи их с отдельными рабочими операциями.

Создание такого проекта крайне дорогостоящее, поэтому технологически и экономически целесообразно в областях опасного производства или требующих высокой точности. Для других целей экономически эффективней использовать упрощенные модели.

Диалоговая симуляция
Несколько особняком от поведенческих симуляций стоят диалоговые — тренажёры коммуникативных навыков. Пользователь получает информацию о ситуации, а затем должен наиболее эффективно провести беседу с виртуальным персонажем.

Разговор может быть обычной бытовой беседой, если это симуляция для изучения иностранного языка. Такие, например, есть в приложении MondlyVR.


Формат подходит для отработки разговорных методик — упражнения по ненасильственному общению, я-высказывания о чувствах, педагогическое исследование-беседа и другие.

Разговор может быть направлен на отработку корпоративных регламентов и рекомендаций: ведение переговоров с поставщиком, розничная продажа, презентация продукта или обратная связь сотруднику.

Мы разрабатывали диалоговую симуляцию развивающей обратной связи сотруднику для Корпоративного университета Сбербанка. Пользователь общался с Николаем или Екатериной, обсуждал существующие ошибки в работе и пути их решения. Обучение направлено на отработку применения методики «Факт — Последствия — Поведение в будущем» в разговоре.

0_qGPyab6RpER5kpx3.png


Главное преимущество такого формата в возможности естественного диалога: пользователь вслух произносит реплику, бот — контекстно отвечает. Более подробно диалоговую симуляцию и схожие форматы вне VR мы сравнивали в одной из статей нашего блога.

Виртуальный семинар
Виртуальный семинар — это зонтичное название для группы форматов, в которых происходит совместное обучение людей в виртуальном пространстве. Особенность не только в возможности собраться разделённым в реальном пространстве людям, но и в использовании дополнительных инструментов модерации и анализа совместной дискуссии.

Самый простой формат — встреча в виртуальной комнате. Это может быть офис, место будущей совместной встречи или некоторое фантастическое пространство. В поле зрения участников могут быть виртуальные предметы изучения, вроде модели прибора, или презентация докладчика.

Подобные обучающие встречи одними из первых появились в пространстве AltspaceVR. Презентация загружается на виртуальный экран, а пользователи совместно обсуждаю тему или слушают докладчика. По-прежнему, там проводятся семинары женщин-основательниц стартапов.

К сожалению, платформа почти перестала развиваться в последнее время. Среди иностранных аналогов — встречи в vTime, Bigscreen и Doghead Simulations’ rumii и другие. Вариант подобного митапа мы запустили на нашей платформе ISP с акцентом на корпоративное использование.

Ещё одним из таких форматов, который мы реализовали — виртуальный брейншторм. Это виртуальная комната с автоматической модерацией, контролем за временем каждого этапа и финальной генерацией отчёта об обсуждении. Здесь соединилась возможность общения людей на расстоянии с информационной поддержкой методики.

Видеолекция
Формат видео 360 позволяет охватить большее пространство и дать свободу зрителю. Если в привычной видеолекции из МООК мы видим лектора и его презентацию, то формат 360 можно захватить больше пространства и деталей со всех сторон.

Сюда входят лекция-экскурсия, лекция-демонстрация и лекция с отдельными визуализациями. В отличии от других VR-форматов обучения здесь делается акцент на личности автора и его способе ввести слушателя в курс дела.

Например, один из самых популярных МООК в Гарварде по компьютерным наукам запустили в формате лекций 360.


Другой вариант — лекция-экскурсия. В ней пассивное слушание разбавляется самостоятельным осмотром окружения, например, разных сторон здания. Насыщенная панорама и сохранение лектора-рассказчика делает подачу материала удобной для разных аудиторий.


Экскурсия по Риму

В некоторых случаях появляется возможность выстраивать порядок экскурсии через выбор направления перемещения — точки, о которой хочется узнать больше. Такой вариант реализован, к примеру, в проекте онбординга в университете.

Виртуальная инструкция
Видео 360 с наложенной инфографикой об устройстве и особенностях. В отличие от виртуальной лекции, здесь делается акцент не на личность преподавателя, а на информативные выделения и подсказки на объектах в ходе показа. Можно использовать отдельные подписи и указание размеров.

Можно выделять отдельные объекты или детали в окружении, о которых идёт речь, как на этом видео бурения.


Подобный формат для обучения удобен, когда необходимо в точности показать как что-то устроено в отдаленном месте, будь то другая страна или отдаленная производственная площадка. Другой вариант — это объяснение работы сложного дорогого оборудования, которое есть не у всех организаций или его дорого перевозить.

Обучающая анимация
Анимированный ролик, который демонстрирует устройство и динамику явления. По сравнению с виртуальной инструкцией позволяет визуализировать абстрактные сущности или процессы, которые сложно воспринимать в силу неудобного для человека масштаба или необходимости дополнительного оборудования для демонстрации.

Это неинтерактивный формат, однако с хорошо написанным сценарием и динамичной анимацией может увлекательно объяснить какое-то явление.

Среди наших проектов в формате динамической инфографики — VR-урок по физике. В нём совмещён показ эксперимента, который обычно видят школьники, и модели движения электронов.


Другой кейс, уже в корпоративном сегменте — ролик о технологии блокчейн для Альфа банка. В нём наглядно визуализировано создание нового блока и транзакции, устройство хранения и получения подтверждений.

0_allx6gPk8f_0U5fr.png


Комбинация форматов дает различные многосоставные симуляции и курсы. Отдельно стоит отметить формат постепенно набирающий силу — сетевые симуляции, в которых совмещаются форматы виртуального семинара и рабочей симуляции. Соединение позволяет отрабатывать навыки командной работы в штатных и чрезвычайных ситуациях, что особенно важно на производстве.

Автор: Лидия Ятлук

Источник
 
11
Сверху Снизу